Прижизненное вероисповедание усопшего во многом определяет совершаемые над его телом погребальные обряды. Так, скончавшегося правоверного стремятся похоронить как можно раньше, буквально на следующие сутки, прочитав над умершим полагающуюся молитву джаназа. Но если в вопросах похоронной одежды или захоронения в деревянном ящике имамы пришли к единому мнению, то относительно проведения поминок каждый высказывается по-разному. С одной стороны, данная традиция считается перенятой у христиан, а, следовательно, чуждая уверовавшим в Аллаха. С другой – нигде в Коране не дано чёткого запрета на проведение поминок, а значит руководствоваться следует общими традициями рода или местности, где проживает семья преставившегося.
Когда поминают в Исламе
У народов Средней Азии в обычае было откармливать 5 баранов на случай свое смерти. Их забивали на день похорон, 9-й, 40-й дни, полугодие и годовщину по смерти. Такие даты во многом сходи с православными традициями, отчего и пошли разные кривотолки. На самом деле принцип выбора дней ориентирован на стадии разложения тела:
- в день похорон внешняя оболочка ещё сохраняет целостность;
- на 9-й день мягкие ткани отделяются от скелета;
- на 40-й день истлевает последняя мышца – сердечная.
Иногда поминки устраивают только дважды – в день похорон и на годовщину.
Как поминают в исламе
При поминовении мусульманина главное внимание уделяют молитвам, а не самой трапезе. Мероприятие начинается с прочтения соответствующих сур Корана, дабы настроить собравшихся на соответствующий лад. В отличие от христианских традиций, обращения к Аллаху содержат просьбы дарования терпения и выдержки родственникам умершего и никоим образом не касаются дальнейшей судьбы скончавшегося. Ведь только Всевышний знает, что уготовано душе, ушедшей в мир иной, и насколько тяжело родственникам от такой потери.
Во время поминок стараются не упоминать о смерти, чтобы члены семьи не чувствовали излишнюю подавленность от случившегося. Излишняя эмоциональность – крики, плач, стенания – не в чести. Спокойная обстановка и мирные разговоры более способствуют принятию случившегося.
Нередко на поминки приглашают духовное лицо. В этом случае неспешные с ним беседы нацелены на успокоение, осознание неизбежного, постижение значения смерти и жизни в нашем мире. Тот же имам порой выступает за разделение затрат за поминальную трапезу. Ведь родственники скончавшегося и так обеднели – и духовно, потеряв близкого, и материально, похоронив его. Часто в день похорон ужин для приехавших издалека скорбящих готовят соседи или близкие друзья.
Организация поминок
Поминки устраивают в доме умершего. В семьях старой закалки отдельно накрывают стол для мужчин и отдельно для женщин. В наши дни трапезу нередко переносят в кафетерий. При этом на одном конце стола усаживаются мужчины, а на другом – женщины.
Количество блюд малое. Обычно это первое, второе и сладкое. Сама еда не должна быть торжественной – не стоит из поминок устраивать застолье. Ведь собравшиеся не празднуют что-то хорошее, а просто вспоминают добрым словом скончавшегося.
Альтернативой поминкам в исламе служит раздача милостыни (хаир) или совершение другого богоугодного дела. Одобряется помощь нуждающимся: гораздо лучше накормить голодного или обуть разутого, чем потратиться на ресторан. Милостыня – это не обязательно деньги. Небольшие сувениры – платки, мыло, пачки печенья или сахара, чай или кофе – вполне приемлемы.
Угощения на мусульманских поминках
Как уже упоминалось, блюда на мусульманских поминках традиционны. Это всё те же плов, шурпа (бараний суп), бешбармак (домашняя лапша с мясом говяжьим или бараньим), лагман (суп с лапшой), чучвара (суп с мини-пельменями), кебаб (жареный на шпажках фарш), кыркабат (приготовленный на пару рулет из теста с мясом). Если семья скончавшегося ограничена в средствах, то устраивается только сладкий стол. К чаю подаются сухофрукты, печенье, творожные баурсаки (пончики), самса, халва, пахлава (хворост в меду), чак-чак (аналог муравейника).
Важно! Из напитков допустимы на мусульманских поминках только безалкогольные.