Во все времена людей занимали вопросы жизни и смерти. Но ещё более их интересовала та незримая грань, за которой живая сущность вдруг необратимо превращается в мёртвое тело. Что служит причиной таких необратимых превращений? Именно этим занимается наука Death studies (исследование смерти). В русскоязычных странах у неё имеется альтернативное название – танатология, составленное из имени древнегреческого бога смерти Танатоса и окончания «логос» (наука).
Экскурс в историю
Первопроходцем в науке изучения посмертных состояний человека был известный российский учёный Илья Мечников. Именно он стремился обратить взоры своих современников на изменения, происходящие в умершем организме. Поскольку такой взгляд на вещи был в те времена излишне новаторским, не стоит удивляться, что идеи эти практически никто не поддержал. Ну зачем докторам ещё и процессами разложения заниматься, если и с болезнями, как таковыми, невозможно было справиться или объяснить их природу. Трупы изучались только с позиции понимания где, в каком месте и каких размеров находятся внутренние органы.
Снова удалось поднять вопрос омертвения человеческой плоти лишь спустя несколько десятилетий, уже после Второй мировой войны. Толчком к этому стала научная работа Германа Фейфеда «Значение смерти». Согласно выдвигаемой им гипотезе, смерть, будь то предшествующая или лишь известие о ней, ментально влияет на человека. Случившаяся в семье трагедия так или иначе наносит психотравму в душе. Изыскания Фейфеда базировались на исследования общественного мнения после получения таких известий, как убийства узников в концлагерях, гибель солдат и мирных жителей во время боевых действий, летальные исходы раненых в госпиталях, смертельные случаи во время бомбардировок. Массовые смерти, которые даже вообразить было невозможно, по-иному влияли на умы рядовых граждан.
Междисциплинарное изучение смерти
Затрагивая тему смерти, нельзя базироваться только на её биологическом аспекте. Летальный исход – это не просто отмирание клеток ранее жившего организма. Ведь какая-то сущность, ранее пребываемая в человеке, покинула тело и оставила после себя труп. Испытывает ли умирающий терзания, боль или душевные муки во время «ухода» этой сущности? Конечно, мёртвый человек уже не поведает медикам это, но достоверно было зафиксировано благотворное влияние классической музыки на страдающего от боли. По крайней мере показания томографа явно указывали на это при проведении испытаний.
Помимо практических исследований, танатология также занимается вопросами культурного и социального просвещения. Действительно ли всем, кто пережил клиническую смерть, видятся туннель со светом в отдалении, ангелы или родственники умершие? Или же это навязанный обществом стереотип? Как к смерти относятся люди не авраамических религий, народы, в которых превалирует политеизм и иди реинкарнации? Часть ответов могут дать археологи, антропологи и историки, занимающиеся изучением соответствующего периода времени. Современные психологи и социологи, как идущие в ногу с современными тенденциями, объяснят нынешние умонастроения в урбанизированном обществе.
Танатологии, как науке, по сути менее 100 лет. Перед ней стоит ещё масса вопросов, на которые учёные только силятся дать ответ. Учёные в данной отрасли нередко сталкиваются с принципом Аристотеля: «Чем больше узнаём – тем больше становится неизведанного». Часто энтузиасты от науки идут на ощупь, оставляя после себя множество лакун, которые не известно когда заполнятся. И всё же, пусть понемногу, но завеса над тайной смерти приоткрывается. Главное, что люди уже не боятся обсуждать своё отношение к необратимому, не боятся делится своими впечатлениями и переживаниями.