Зачем бросают горсть земли в могилу на похоронах

Завершением погребения гробом в землю считается символическое бросание горсти земли в вырытую яму. У мусульманских народов по очереди все собравшиеся у могилы мужчины кидают лопату грунта, у иудеев вместо одной лопаты кидается три, а то и пять. В той или иной форме традиция кидать горсть песка в свежую могилу присутствует в различных культурах.

Зачем бросают горсть земли в могилу на похоронах

Древний Египет – развеивание по ветру

До наших времён дошло немало упокоений египетских фараонов и вельмож в мастабах и пирамидах. Простой люд хоронили скромнее – на погребальных кострах. Уже после того как тело обратится в прах, последний смешивали с песком и развеивали по ветру в пустыне. Детально обряд нигде в письменных источниках не прописан. О нём сохранилось упоминание лишь в трудах древнегреческих историков.

Древние иудеи – горе переживается сообща

Совместные похороны иудея приняты не только в диаспорах. Если еврей встречает похоронную процессию с умершим единоверцем, то проходит с шествием не менее 10 шагов в знак почтения к скончавшемуся. Во время захоронения в могилу кидали лопату земли собравшиеся родственники и по очереди закапывали её. Считалось, что таким образом горе становилось общим и делилось между всеми.

Сколько лопат положено было кидать в яму? Всего по верованиям у человеческой души имеется 5 уровней:

  • нефеш – собственно душа или основа жизни,
  • руач – дух или эмоции. движимые человеком,
  • нешамах – духовность или мыслительная активность,
  • чаях – фатум, судьба,
  • йечидах – индивидуальные особенности человека.

Три первых – это основные, а две последних – дополнительные. Согласно этому представлению в могилу кидали 3 или 5 лопат.

По другой традиции в могилу насыпалось по 13 лопат земли. Истоки её лежат в 78 Псалме, где детально расписываются страдания израильтян после разрушения Храма. Сам Псалом состоит из 13 строф, и каждая взывает в мольбе о восстановлении столь знаменательного сооружения. С ними и соотносятся те 13 лопат, что кидают в могильную яму.

Из праха вышел – в прах возращён

Сам обычай кидать горсть или лопату при погребении связывают с легендой о сотворении человека из земли. При чём бытует это предание у множества народов.

Авраамические религии (христианство, иудаизм, ислам)

В Святом Писании и Коране имеется прямое упоминание о том, что человек был сотворён из праха земного. Значит и после своей смерти он должен возвратиться в свою прежнюю стихию.

Вавилон

Верховное божество Бэл пожертвовал своей головой, дабы из крови и смешанной с ней земли остальные боги слепили человека.

Древний Египет

Первого человека на своём гончарном круге вылепил из глины бог-творец Хнум.

Древняя Греция

Все древнегреческие боги пошли от своей прародительницы Геи, олицетворявшей Землю. Уже после Прометей вылепил первого человека из глины, а мудрая Афина, явившаяся из головы Зевса, вдохнула в него жизнь.

Австралия

При создании человека бог Бунджил использовал глину, а из коры эвкалипта сделал ему волосы.

Новая Зеландия

Верховное божество Тане-махута был многожёнцем, но ни одна супруга никак не могла понести от него. Тогда ему ничего другого не осталось, как взять свою кровь, смешать с глиной и вылепить новую жену Тики. От неё и произошли остальные люди.

Жменя земли – прах к праху

В Библии есть такие строки:

«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» [Бытие 3:19]

Изначально они относились к Каину, первому убийце человека. Сейчас данные строки соотносят со всем родом человеческим. По традиции первыми кидают жменю земли близкие родственники, а затем, в порядке очерёдности, остальные собравшиеся.

Важно! Жменя земли с похорон может иметь и сакральное значение. С её помощью люди со злыми намерениями могут навести порчу.

Мнение учёных: жизнь появилась из глины?

Российский и советский учёный Владимир Вернадский на серьёзной основе занимался изучением свойств глины и возможностью появления из неё органических клеток. Он высказал предположение, у грунта есть своё «адаптивное» ядро, которым все изменения координируются. Не смотря на множество исследований, подтверждения данная гипотеза не имела. Зато было установлено, что структура глины и клетки живого организма изменяются по сходным принципам. Это касается баланса температур, давления, влаги, прочих внешних условий. В конце концов, самостоятельно разуверившись в изначальной теории, Вернадский признал лишь аналогию живой и неживой материй.